На человеке следствия грехопадения сказались самым удручающим образом: помимо того, что он был изгнан из Рая (Быт.3:24), он сделался тленным, страстным, смертным; повредил главные силы души (разумную, волевую, раздражительную,
чувствующую), нарушил их взаимную согласованность; душевное начало утратило господство над плотским, и более того, плоть взяла верх над душой.
Пагубные следствия грехопадения отразилась не только на непосредственных виновниках, нарушителях заповеди. Порче подверглось само человеческое естество. С тех пор она стала носить наследственный характер, передаваться всем людям, от родителей к детям (см.: Грех первородный).
В духовно-нравственном отношении порча проявлялась и проявляется до сих пор в том, что все потомки Адама (за исключением Господа Иисуса Христа) рождались и рождаются со склонностью большею ко злу, нежели к добру.
В результате грехопадения люди подпали под власть падших духов. Эта власть проявлялась даже за гробом, ведь после смерти души всех без исключения людей оказывались в аду). Освободиться от власти диавола стало возможно лишь по Пришествии в мир Сына Божия, Искуплении, разорении ада, образовании Церкви.
Особым волеизъявлением Божьим за грех первозданного человека была проклята даже земля (Быт.3:17). Со времени этого страшного проклятья земля перестала давать людям пищу свободно, с избытком, как это было до грехопадения (Быт.3:18). Со времени изгнания из Рая человек вынужден был зарабатывать себе пищу тяжелым трудом (Быт.3:19).
После утраты человеком Божественной благодати, славы и чистоты, из-под его послушания вышли животные. Кто-то из них просто перестали доверять человеку, но многие стали испытывать к человеку враждебность.
Самое же страшное следствие – разрушение доверительных отношений человека и Бога. Помимо потери в лице Божьем Премудрого, Всемогущего и Благого Наставника, утратив общение с Ним, человек лишился высшей блаженной радости. Утратив общение с Источником подлинного неисчерпаемого блаженства, человек стал искать источники счастья и радости среди предметов тварного мира, устремился к греховным удовольствиям.