В библеистике существуют гипотезы о происхождении синоптических Евангелий — первых трёх книг Нового Завета. Существуют теории, объясняющие сходство и различия у синоптиков устным преданием или письменным источником.
Устное Первоевангелие.
Теория устной традиции. Объясняет сходства и различия у синоптиков тем, что синоптики независимо друг от друга черпали материал из устной традиции протохристианской Иерусалимской общины. Эта традиция обрела устойчивые формы в результате постоянного повторения и заучивания одних и тех же повествований.
Некоторые аргументы:
Евангелисты и проповедники повторяли в разных местах то, что считалось нужным предложить вступавшим в Церковь, — так сформировался устный тип Евангелия.
Расхождения между синоптиками возникли из-за того, что евангелисты были знакомы с различными вариантами традиции, удовлетворявшими потребности и интересы разных общин.
Однако эту теорию невозможно считать исчерпывающей — совпадения между синоптическими текстами явно свидетельствуют о литературной зависимости.
Письменное Первоевангелие.
Теория письменного Протоевангелия. Объясняет близость синоптических Евангелий их общим происхождением от текста утраченного древнейшего Евангелия, написанного на арамейском или сиро-халдейском языке. Затем этот текст был переведён на греческий язык и прошёл несколько редакций.
Некоторые аргументы:
Сходства между синоптиками можно объяснить общим использованием протоевангелия, а различия — существованием разных греческих рецензий этого протоевангелия.
В пользу письменного характера источника говорит точность словесных совпадений в некоторых случаях (например, Мф. 6.24 и Лук. 16.13; Мф. 7.7–8 и Лук. 11.9–10).
Однако эта теория не получила широкого распространения — некоторые библеисты считают, что первоначально Евангелие было потеряно, и следов первого Евангелия не обнаружено.