Согласно библейскому рассказу, каиниты (потомки Каина) и сифиты (потомки Сифа) развивались по разным направлениям. Эти направления связаны с духовным настроем и деятельностью в допотопном человечестве.
Каиниты.
Направление: люди поклонялись единственно материальной силе и все свои способности (до полного забвения Бога) обращали на приобретение материальных благ. Некоторые особенности развития:
Строительство первого города — Каин построил город, назвав его по имени сына Еноха (Быт. 4:17).
Изобретение кочевого скотоводства — Иавал, сын Ады, описал себя как «отец живущих в шатрах и имеющих скот» (Быт. 4:20).
Изобретение струнных и духовых музыкальных орудий — Иувал, сын Ламеха от Ады, назвал себя «отцом всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:21).
Изобретение орудий из меди и железа — Тувалкаин, сын Циллы, назвал себя «кузнецом всех орудий из меди и железа» (Быт. 4:22).
Пренебрежение духовной жизнью — каиниты меньше всего заботились о духовной жизни, что развивало в их среде пороки.
Сифиты.
Направление: вырабатывалось иное, более возвышенное направление жизни, которое, пробуждая в людях смиренное сознание человеческой беспомощности и греховности, устремляло их помыслы к Богу, давшему падшим людям надежду на избавление от греха, проклятия и смерти. Некоторые особенности развития:
Призыв имени Господа Бога — среди потомков Сифа началось общественное богослужение (Быт. 4:26).
Носительство истинного богопочитания и обетования о грядущем Спасителе, которое было дано Адаму и Еве. Поэтому сифиты стали называться «сынами Божьими» (Быт. 6:2).
Передача обетования от одного поколения к другому через патриархов (отцов рода), которые, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием и каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования.
Противопоставление: каиниты за своё безбожие стали именоваться «сынами человеческими», а сифиты — «сынами Божьими».